Эрнест Григорьян: “Социология Права” (социоинженерный подход)

социо-инженерный подход
Радикально возросшая активность населения многих стран в формировании собственных значащих социальных предприятий, групп и институтов, в том числе и в экономической сфере, поставила перед организаторами и руководителями задачи формирования собственных нормативно-правовых систем, выполняющих роль регуляции поведения внутри коллективов. Такие «ручные» системы права с одной стороны, отражают кодифицированный набор представлений данной группы о справедливости, с другой – выражают предельную сверстанность всех действий сотрудников с интересами руководства и логикой деятельности. В принципе, несмотря на общезначимость гражданских и уголовных кодексов и законоположений, внутри каждой организации, тем не менее, формируется собственный нормативно-правовой порядок. Одновременно формируется идеология, обосновывающая его претензии на восприятие в качестве справедливого.

Но право справедливости или право как таковое содержит и трансцендентное измерение, незамечаемую изнутри надстройку над правилами. Трансцендентность существует уже в основаниях права. В диалогах Платона неоднократно выражается мысль, что право, заимствованное греками от критян, составлялось в предположении неизбежности и неотвратимости войн. Оно может составляться также в предусловии мира и благоденствия, или как средство уничтожения отдельных групп населения, или как средство установления рабовладения над ними и др.

Заложенная трансцендентность права выявляется с течением времени, хотя предварительно она держится в секрете. Основные положения нормативных систем должны сохраняться в любом случае. В правилах задано отношение ко всем членам и категориям населения данной общности. Конечно, за основу берутся уже апробированные системы права. Но поскольку конфигурация каждой социальной группы оригинальна, как и поле деятельности и цели руководящего субъекта, то неминуемо приходится вводить собственные ограничения и побуждающие мотиваторы для членов группы. Задача такого «ручного» нормативно-правового проекта – максимально усилить отдачу от каждого члена группы в интересах правящей группы (субъекта). Встает задача измерения энергоемкости каждого отдельного положения и всей нормативной системы в целом. Как это положение влияет на поведение каждой категории, каждого члена данной общности? Повышает или понижает его энергопотенциал, и в какую сторону направляет его энергоотдачу? Например, некоторые вузы ограничивают прием на работу преподавателей, которым за 70 лет. Повышает или понижает энергопотенциал вуза такая ограничительная метка? Не нужны никакие полемические обоснования. Нужны измерения. Это и есть социо-инженерный подход.

Пока это делается путем эмпирического апробирования, одни нормы заменяются на другие, пока не будет достигнут потолок выжимаемости социально-профессиональной энергии всего коллектива. Это происходит не только в производственных организациях, но и в семьях. Глава семьи в предлагаемых им нормах стремится к максимальной эффективности социальной энергии всех членов семьи.

Энергетическое обоснование социальных процессов приближает их к скрытой от нас природной реальности. Вся окружающая нас действительность представляет собой огромное количество энергетически нагруженных событийных цепочек во всем их многообразии и строгом взаимодействии друг с другом. Любая систематизация окружающего нас социального мира будет корректной только при рассмотрении его подобным образом. Любое социальное взаимодействие предполагает наличие в нем объектов, поглощающих энергию, эту энергию перерабатывающих, и поставляющих ее в окружающее пространство в виде должного количества энергетических составляющих.

Каждый такой процесс поглощения, переработки и выделения энергии — это некоторая событийная цепочка энергетического плана, которая сопровождает любое взаимодействие и, следовательно, подвержена точным измерениям расходов социальной энергии. Если рассматривать социум как симбиоз подобных гармонических последовательностей, которые выстроились наиболее энергосберегающим образом, то становится возможным найти естественно-научное и социологическое объяснение любому событию и, более того, выстроить дальше любую событийную цепочку, причем предложенный вариант ее продолжения будет единственно логичным и наиболее энергосберегающим.
Если эта цепочка будет нарушена из-за какого-либо внешнего воздействия (в том числе, из-за непродуманного действия человеческого индивидуума), то в некоторой ее точке наступит энергетический дисбаланс, и произойдет дополнительный выброс энергии, которая повлияет на окружающее энергетическое пространство, вызвав, в свою очередь, нарушение других энергетических цепочек.
С этим подходом связано и резкое возрастание роли смыслообразования в современном мире. Каждый поступок, действие, слово должны быть продуманы до мелочей на соответствие некоторому смыслу, цели, намерению, реализация которых всегда влечет некоторые затраты энергии. Каждый должен построить свой собственный жизненный проект и питать его соответствующей энергией. Без нее – проект остается только в словах. Любая жизнедеятельность требует регулярного притока свободной энергии извне, а энергия высвобождается, в том числе, и при разрушении других систем. Значит, проект должен включать в качестве самозащиты и умение разрушать другие системы, или подключать их к собственным энергетическим потокам. В целом, такая конкуренция за свободную энергию составляет исходную предпосылку для образования многоступенчатых и внутренне конфликтных природных и социальных симбиозов, обеспечивающих глобальный энергетический круговорот.
Чем более сложны и развиты подобные социальные системы, то тем большее количество энергии необходимо для стабилизации его энергетической базы. И обязательным условием его самосохранения должно быть внесение достаточного количества энергии положительного плана. Это постоянно происходит в мировом социуме. Продуцируется энергия для улучшения морально-нравственных качеств людей, проводятся «миротворческие акции» погашения всевозможных конфликтов, ослабления возникших очагов противостояния в общественной среде. Происходит это и в больших масштабах (военные конфликты и противостояния), и в малых (отношения разных групп людей), а также в личностном плане (для отдельно взятого человека).
Любая нормативно-правовая система дискриминирует одни категории населения и предоставляет льготный режим другим категориям. Обозначим буквой Кi множество различных категорий населения, институциональных и производственных коллективов, маргинальных групп, этно-территориальных анклавов и т.д. Обозначим через Пj множество различных законоположений, правил и норм. Так вот, каждая нормативно-правовая система, каждое отдельное положение, норма в ней повышает вероятность активности одних групп и понижает, если совсем не закрывает активность других. Поэтому каждая социальная группа Ki наделяется неким вероятностным коэффициентом Вij, отражающим степень вероятной активности или защищенности в условиях действия правила Пj. Переход от одной системы права к другой – есть изменение представлений о справедливости и сдвиг границы между людьми и не-людьми. Например, варвары, не-христиане, не-белые, не-мусульмане, рабы, мигранты, инвалиды, студенты, женщины, ученые старше 70 лет и др.
Соответствующее идеологическое построение должно учитывать стабилизированное на определенном уровне энергетическое состояние социума, которое достигается приложением к нему определенного (положительного или отрицательного) энергетического посыла, содержать скрытую трансцендентность нормативной системы и обязательно апеллировать к разделяемому социумом понятию справедливости. Идеология всегда имеет цель, но не всегда она декларируется открыто. Дисбаланс устремлений различных категорий и сопутствующих им коэффициентов активности должен быть энергетически скомпенсирован.
Но главное, что требуется от права – это обеспечение максимальной отдачи от всех категорий в пользу верховодящей («прогрессивной») группы, реализация ее энергетических интересов. Если эта группа отстаивает интересы всей общности перед лицом конкурентных сообществ, то она заинтересована в построении максимально эффективного социального порядка, поддерживаемого соответствующей нормативно-правовой базой. Право есть специфический тип связности в социальной системе и может даже продуцировать героизм, как и предательство. Эти аспекты относятся к трансцендентным, не всегда замечаемым в обществе.
Поэтому, то, что называется «идеологией правящего класса», есть по сути то самое коррекционное воздействие на социум со стороны группы людей, наделенных властью. Это их «энергопакет», который корректирует реальность в заданном энергетическом поле. Отношение «добро-зло» в этой ситуации с точки зрения человеческой логики относительно и имеет более глубокие обоснования в природных закономерностях.
В природе естественные законы ведут к энергосберегающему поведению. Указанием на это служат уже утвердившиеся в науке представления о роли Золотого сечения, логарифмической кривой, законов филлотаксиса и др. (Кстати, основатель космосоциологии Чижевский указывал на халдеев, у которых он заимствовал этот подход.) Искусственные законы (право) связаны с законами природы через колебания вокруг них. Нормативно-правовая система упрощает реальность, избавляя человека от необходимости постоянно принимать самостоятельные решения. Но число оснований для таких решений достаточно велико. Например, с точки зрения экономической справедливости – справедливо все, что ведет к издержкам производства; геокультурный подход считает справедливым все, что способствует сохранению культурного разнообразия; с точки зрения обороны страны, справедливо все, что способствует безопасности национального государства и т.д. Конкуренция между подходами со временем институционализируется в виде правового геопланетарного баланса. Влияние отрицательного энергетического потенциала ( зла) в некоторых регионах может быть ослаблено за счет энергетической «подушки безопасности» — стремления основной массы населения к стабильному энергетическому существованию за счет компенсационного самораспределения энергии. Колебания в правовых системах немедленно отражаются и в значениях коэффициентов активности различных групп населения. Но поскольку, в основаниях колебаний лежат природные закономерности, то изменение идет от любого исходного состояния до противоположного и обратно, со сдвигом в параметрах на каждом шаге изменений. Это закон маятника, закон вечного круговорота энергии.
Во многих других точках возмущенного энергетического пространства баланс не восстанавливается по причине, говоря упрощенно, отсутствия в нем необходимости. Деградирующий, энергетически маломощный социальный субъект может отсрочить свою гибель только за счет хаотизации окружающего пространства и подавления активности всех остальных субъектов. Стабилизация невозможна только за счет разговоров о мире.
Духовная культура развивается как реакция на преодоление отягощающих человеческую жизнь препятствий. А.П.Назаретян в своих работах выявил системную зависимость между тремя переменными: технологическим потенциалом, качеством культурной регуляции и внутренней устойчивостью общества. Полученная зависимость – закон техно-гуманитарного баланса – состоит в том, что чем выше мощь производственных и боевых технологий, тем более совершенные средства сдерживания агрессии необходимы для сохранения социальной системы. Т.е., чем более мощными являются в энергетическом плане средства разрушения, тем более должны быть соразмерными с ними средства духовной культуры, обезоруживающие их. Правовая система должна уметь справляться с этими вызовами.
В обратном случае, растёт уязвимость социальной системы по отношению к колебаниям массовых настроений, опрометчивым решениям авторитетных лидеров и т.д., т.е. её внутренняя устойчивость снижается, если возросшее инструментальное могущество не уравновешено адекватным совершенствованием ценностей и правовых норм деятельности.
В реальной истории овладение новыми технологиями, повышение энергоемкости некоторых социальных групп обычно влекло за собой эйфорическое ощущение вседозволенности и безнаказанности, иррациональное стремление к «маленьким победоносным войнам» против природы или соседних социумов. Рано или поздно общество, поражённое таким ощущением, разрушает природные и/или организационные основы существования. Когда кризис охватывал обширную территорию с высоким уровнем культурного разнообразия, его обитателям удавалось найти кардинальный выход из эволюционного тупика. При этом происходил отбор социумов и ценностно-нормативных комплексов на совместимость с возросшими технологическими возможностями, сопровождавшийся отбраковкой социальных организмов, не способных обеспечить гуманитарно-психологический противовес обретённому инструментальному могуществу. Т.е. нормативно-правовые системы оказались неспособными выполнить свою задачу.
Но катастрофическая опасность сохранялась до тех пор, пока не происходила культурно-психологическая притирка. В результате опасность сокращалась до «приемлемого» уровня, и укрощённые технологии, в том числе военные, превращались в жизнесберегающий фактор. После того, как притирка состоялась (но только после этого!), чем большую потенциальную угрозу несет в себе то или иное оружие, тем менее оно оказывается реально кровопролитным.
В действительности формальные и неформальные регламентации и санкции за их нарушение, сопровождающие почти все аспекты социального взаимодействия, нацелены на ограничение разнообразия в поведении и даже мышлении людей – без этого общество теряет жизнеспособность. Сказанное касается также преступных сообществ, которые вырабатывают собственные нормы, жестко ограничивающие свободу выбора и во многом воспроизводящие нормативный строй архаических социумов. Сложные механизмы, препятствующие беспредельному росту видового и поведенческого разнообразия, выработала и природа. Один из таких —
закон иерархических компенсаций. Общая формулировка по А.П.Назаретяну выглядит следующим образом: рост разнообразия на верхнем уровне иерархической организации обеспечивается ограничением разнообразия на предыдущих уровнях, и наоборот – рост разнообразия на нижнем уровне разрушает верхний уровень организации.
Закон иерархических компенсаций сопоставим по предмету и по объёму с законом необходимого разнообразия и составляет необходимое дополнение последнего. Его наглядные иллюстрации изобилуют во всех сферах объективной и субъективной реальности.
Чем более развито и разнообразно дорожное движение, тем более строгие ограничения требуются для его поддержания. Вообще с усложнением социальной организации умножались моральные, правовые и прочие ограничения – законы, предписания, правила и т.д. Но все это вело к усложнению поведения и росту интеллекта.
Несмотря на агрессивность окружения, надо стараться принимать его как союзника. Только став энергетическим винтиком всей объемлющей системы событий, только приблизившись к пониманию среды своего обитания как подсистемы огромного объемлющего каждого человека энергетического пространства, можно рассчитывать на получение статуса «жителя» этого громадного энергетического обиталища. Только в этом случае можно объединять усилия, варьировать нормы и правила, получать созидательные результаты. От того, насколько их цель позитивна, направлена на выработку положительной энергии, помогающей развиваться людям и всему объемлющему энергетическому пространству, зависит и наше состояние.

Э.Р.Григорьян, доктор философских наук, профессор социологии

Добавить комментарий

Ваш адрес электронной почты не будет опубликован.

один × 4 =