Премьер-министр Турции Бинали Йлдырым откликнулся накануне на заявление премьера Армении Никола Пашиняна о готовности наладить дипломатические отношения между Турцией и Арменией без предусловий.
Такая позиция Еревана не нова, и Никол Пашинян, фактически, подтверждает преемственность политики в отношении Турции.«Если Армения изменит враждебную политику в отношении Турции, откажется от претензий к территориальной целостности Турции, пожелает открыть новую страницу, то мы изучим детали и дадим свой ответ. Мы не хотим враждебных отношений ни с кем, тем более, с нашими соседями. Если будет подобный подход, то мы обсудим его в рамках наших государственных интересов», заявил турецкий премьер.
Заявление, конечно, противоречивое. С одной стороны, он пытается возложить ответственность за отсутствие отношений на Армению, что, безусловно, не так, а с другой в его заявлении можно заметить примечательное обстоятельство.
Турецкий премьер говорит о претензиях Армении к территориальной целостности Турции, что понятным образом касается проблемы признания геноцида и предъявления претензий и непризнания нынешних границ Турции.
Однако, Армения не предъявляла Турции территориальных претензий и не раз заявляла, что не имеет для этого правовых оснований. В Анкаре, конечно, прекрасно понимают нюансы Армянского вопроса и вероятность изменения намерений Армении в зависимости от геополитической конъюнктуры. Тем более, что Армения так и не признала нынешние границы Турции.
Но с другой стороны, Армения готова была сделать это в рамках Футбольной дипломатии, если Турция согласилась бы пойти до конца и открыла бы армяно-турецкую границу. В протоколах присутствует пункт о взаимном признании границ. Но Анкара выдвинула предусловия по Арцахскому урегулированию – в исполнение известного требования Азербайджана.
На сей раз Йылдырым не говорит об Арцахском предусловии, не говорит, что Турция согласится урегулировать отношения, если Армения пойдет на уступки по Арцаху.
Можно ли судить по этому заявлению об изменении позиции Турции? Или следует ожидать мнения «султана» – назначившего внеочередные выборы и уже баллотировавшегося Эрдогана?
И не пытается ли Турция имитировать изменение позиции по армяно-турецким отношениям, чтобы разыграть этот козырь в отношениях с Западом перед выборами?
Армянский вопрос начинает занимать в списке претензий к Турции все более важное место. Не исключается, что Анкара тем самым пытается сыграть и с Россией, для которой армяно-турецкая тема крайне чувствительна, и налаживание отношений и открытие границ может возыметь для России как позитивные последствия, так и нести в себе риски.
С другой стороны, Йылдырым предлагает Армении вовсе отказаться от Армянского вопроса, что неприемлемо для Армении.
Напомним, что на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале этого года Серж Саркисян заявил, говоря об отказе от армяно-турецких протоколов, что эти документы должны наполниться иным содержанием в новых условиях. А условия уже новые – не только в геополитическом смысле, но и в плане ситуации в самой Армении. Ереван сейчас – мировой ньюзмейкер, благодаря уникальному всенародному подъему. Готова ли Турция в таких условиях к новому содержанию отношений?
Акоп БАДАЛЯН, Обозреватель