Армения, Арцах и все армянство празднуют сегодня освобождение Шуши. Под неизбежным пафосом этого дня – тяжкие лишения и высокая цена. Победа, которая вернула армян на мировую арену – армянской государственностью.
Помимо образцовости в военном смысле, победа в Шуши стала образцом и военно-политического планирования, уроком наших многочисленных поражений и неудач и примером того, что оборона армянской государственности и безопасность могут быть обеспечены только волей и решимостью армянского народа. Остальное тоже, безусловно, важно, но смежные факторы – лояльность геополитических центров, порой даже поддержка, являются тому подтверждением.
Нет воли и готовности – нет ничего. Поэтому Шуши, будучи усвоенным нами уроком поражений и блестящей операцией, стал уроком и на будущее. Мы вернули себя в ряды победивших народов, как субъект геополитики, и больше мы их не покинем.
Еще одним свидетельством тому стала Апрельская война, которая, при всей своей относительности, стала военно-политической победой армянского суверенитета. Это было свидетельство того, что даже допущенная после славной первой победы преступная неэффективность в государственном устройстве не стали причиной нивелирования обретенной в Шуши субъектности. Хотя за этот период сформировались внешние круги, которые действовали на нивелирование этой субъектности, в том числе, посредством вмешательства во внутреннюю жизнь.
В этом смысле политическая победа все еще нуждается во внутриполитическом продолжении и целостности, в первую очередь, в формировании системы ценностей и идеологической оси, которые должны стать хребтом армянского суверенитета, тем самым оградив Армению от внешнего вмешательства.
Победа – это не только источник воодушевления, это реалии, требующие государственной, общенациональной заботы и обслуживания, отчего зависят перспективы безопасности в динамично меняющемся мире. По большому счету, победа эта выстраивалась при одном миропорядке и должна сохраняться в другом.