Первый президент Армении Левон Тер-Петросян прокомментировал вчерашний митинг, в ходе которого было озвучено требование отставки Никола Пашиняна.
«Возглавляемый Вазгеном Манукяном митинг еще больше усугубил мое опасение об опасности гражданской войны, грозящей нашей стране. Основанием для выражения подобной ответственной мысли являются следующие заявления, озвученные в ходе выступления Манукяна:
– «Никол Пашинян должен понять еще кое-что: что это движение создано, чем раньше он добровольно подаст в отставку, тем лучше. Если движение не победит, разъяренный народ растерзает его».
-«Никол Пашинян должен уйти. Он должен уйти добровольно, не то уйдет по принуждению».
Тем самым Манукян намечает два пути ухода Пашиняна: добровольный или принудительный. Слова «растерзать» и «принудительно» не означают ничего, кроме насилия. Если бы это были только слова, то не было бы нужды в беспокойстве. Но гнусное деяние в виде получасового окружения резиденции премьер-министра многочисленными участниками шествия и терроризирования семьи Пашиняна – не что иное, как открытая демонстрация готовности к насилию.
Если бы это было позицией лишь одной из противоборствующих сторон, это бы еще не представляло большой опасности. Между тем Манукян неосторожно игнорирует то обстоятельство, что аналогичной позиции придерживается также другая сторона – сторона Пашиняна.
Поведение и риторика последнего демонстрируют, что он вовсе не намерен добровольно уходить и готов на любую конфронтацию. Следовательно, если обе стороны настроены решительно, столкновение неизбежно.
Неужели для того, чтобы убедить наш народ в этом, нужны доказательства? Неужели непонятно, что пусть и не с интеллектуальной точки зрения, но по своему темпераменту, упорству, авантюрным склонностям и манией идти до конца Вазен Манукян и Никол Пашинян близнецы?
Неужели общественность забыла, что у обоих есть большой опыт по части штурма парламента, что они «блестяще» применили в 1996 и 2018 годах? В 2018-ом Серж Саргсян уступил, и РПА, являющаяся его политической опорой внешне законным путем передала власть Николу Пашиняну. (Кстати, тем самым, к сожалению, провалилась еще одна возможность урегулирования Карабахского вопроса, так как, судя по моему впечатлению, Серж Саргсян был готов сразу после своего переизбрания подписать план Лаврова, что по сравнению с заявлением, подписанным Пашиняном, считалось бы величайшей победой).
Между тем сегодня, как было отмечено выше, очевидно, что Пашинян и его команда не выказывают никакой готовности уступить власть.
Отступая от этой темы, не могу не затронуть также следующую оброненную по неосторожности опасную мысль Вазгена Манукяна, которая может иметь разрушительные последствия для Армении.
«Против Турции соберется большая сила, мир не простит Турции ее цинизма. Если создается союз против Турции, мы в этом союзе».
Возникает вопрос: где остался закон «Исключения третьей силы» покойного Рафаэла Ишханяна? Получается, что мы снова возвращаемся к ситуации 1920 года, когда уповая на антитурецкий союз стран Антанты и в противовес сближению кемальской Турции и России мы потеряли не только Западную Армению, но и провинцию Карс, Сурмалу, Нахиджеван и Карабах. Неужели Манукян не понимает, что и сегодня выражая готовность от имени Армении присоединиться к еще несостоявшемуся любому антитурецкому союзу, мы противопоставляем себя уже состоявшейся реальности полного российско-турецкого взаимопонимания, что означает, что тем самым мы бросаем перчатку не только Турции, но и дружественной России?
Пусть сложится впечатление, будто этой статьей я противопоставляю себя Вазгену Манукяну и выражаю поддержку Николу Пашиняну. Имея в виду позорное и унизительное поражение, выпавших на долю Армении и Арцаха, режим Пашиняна должен немедленно уйти. Но не путем внутринациональных столкновений, а исключительно конституционным путем, что сделает честь обеим противоборствующим сторонам. Поэтому призываю наш народ не участвовать в массовых волнениях, спровоцированных как властями, так и оппозицией, которые, кроме угрозы гражданской войны, крайне опасны также с точки зрения распространения коронавируса. Безо всякой надежды жду также, что наша интеллигенция хотя бы раз выступит со своим отрезвляющим словом», – отмечается в заявлении Левона Тер-Петросяна.